Вы помните список прав, которые зачитывают полицейские в американских боевиках: “Вы имеете право хранить молчание. Всё, что вы скажете, может и будет использовано против вас…”. Любой человек, когда нарушают его коммуникативные права, ощущает себя несправедливо задержанным вот таким полицейским и теперь вынужден только молчать и слушать. Каждый из нас оказывался в ситуации, когда ущемляют наши права в коммуникации: не дают высказаться или задать вопрос, говорят без остановки и возможности вставить хотя бы одно слово, длиннее чем “да”, “нет”, или “угу”. Бывают обстоятельства и похуже: когда собеседник открыто игнорирует вас или проявляет вербальную агрессию. Чтобы не оказаться в такой ситуации, нужно хорошо знать свои коммуникативные права и уметь ими пользоваться.
ПРАВО НА КОММУНИКАЦИЮ - никто не может ограничить нас в нашем праве на общение. Бойкот, игнор, отказ от общения - тактики, которые деморализуют и ущемляют коммуникативные права личности. Если кто-то отказывается говорить с вами, не пытайтесь искать причины такого поведения. Вы не преступник, а жертва агрессивной стратегии и манипуляции со стороны собеседника, который просто не хочет утруждать себя подбором нужных слов, чтобы обосновать свою позицию.
ПРАВО НА СОПРОТИВЛЕНИЕ - вы имеете право отвечать на речевую агрессию. Отражать, парировать, отбивать нападки и несправедливые обвинения. Любой диалог - это игра в настольный теннис: можно играть ради удовольствия, легко обмениваясь репликами, а можно соревноваться. Соперник специально подаёт мяч резко, неожиданно и агрессивно, чтобы застигнуть вас врасплох, обидеть и насладиться незаслуженной победой. Выбирайте тактику, которая поможет вам отражать такие удары.
ПРАВО НА МОЛЧАНИЕ - никто не может принуждать вас к разговору. Вы можете не вступать в нежелательную коммуникацию, отказать навязчивому собеседнику в удовлетворении его желания общаться и отклонить приглашение в беседу с незнакомыми людьми. Это не будет признаком интроверсии, нелюдимости или высокомерия. Вежливый, искренний и спокойный отказ - реализация вашего права избирательно относиться к своему кругу общения.
- Ты уяснил, Люк? А то я, как говорится, разжёвавать не намерена.
- Да
- Что "да"? - рявкнула миссис Сигсби с совершенно невозмутимым лицом.
- Я весь внимание.
- Отлично. Идёт война, и вы все будете служить Родине.
- Но почему? Да, я иногда могу силой мысли сдвинуть стакан или книгу…
- Заткни рот! - её крик ошарашил Люка. - Когда я говорю, ты слушаешь и не перебиваешь. Ясно?
- Люк не смог даже пикнуть, только кивнул
Стивен Кинг "Институт"
ПРАВО НА РЕПЛИКИ - никто не имеет права доминировать в беседе, злоупотреблять вниманием и временем собеседника. Такой человек должен понимать, что беседа - не моноспектакль, не лекция и не брифинг. Рядом есть люди, которые тоже вправе высказывать мнение, рассказывать случаи из жизни или иметь собственное суждение. У вас есть все основания остановить непрерывный поток рассуждений и перехватить инициативу.
ПРАВО НА ТАЙНУ - никто не вправе излагать содержание личной беседы посторонним людям. Если вы доверились человеку, а он раскрыл ваши секреты или использовал тайны против вас, то проблема не в простодушии и открытости. Проблема в бестактности и нарушении нравственно-этических норм собеседником, которого вы посчитали достойным вашего доверия.
Будьте уверены в себе и отстаивайте свои коммуникативные права - это поможет вам избежать негативных контактов и накапливать опыт общения с приятными собеседниками.
Спасибо за внимание! Спасибо, что прочитали!
Автор статьи - Шамардина Анастасия - логопед для взрослых и профессиональный тренер дикции и голоса