Воображение и другие познавательные процессы
Воображение и другие познавательные процессы

«В развитии психологической теории, — пишет А. Я. Дудецкий, — “судьбы” памяти, мышления и воображения тесно переплетены»[1]. Ученые прошлого эти темы психологии действительно часто представляли и обсуждали совместно, указывая на то, что психические процессы в своем развитии и функционировании тесно связаны друг с другом. Однако характер их связи разные авторы представляют по-разному. Чаще всего познавательные процессы, соотносимые с воображением, изображали как генетически надстраивающиеся друг над другом или следующие друг за другом в такой последовательности: восприятие — память — воображение — мышление. Эту последовательность разделяли и обсуждали многие известные психологи. Они признавали как общность, так и различие между этими познавательными процессами. Представляя различия, существующие между ними, ученые, кроме того, что уже обсуждалось в первом и втором параграфах данной главы, указывали на следующие моменты, разделяющие данные психические процессы.

  • 1. Восприятие характеризуется тесной связью со стимулами, воздействующими в данный момент на органы чувств и без такой стимуляции (даже если речь идет об иллюзиях восприятия) осуществляться не может. Между воображением и актуальной стимуляцией органов чувств никакой определенной зависимости не существует. Более того, воображение лучше «работает» именно в отсутствие внешней стимуляции органов чувств, когда человек временно «отключается» от того, что происходит вокруг него, поскольку внешние стимулы отвлекают внимание человека от происходящего в его воображении.
  • 2. Для памяти характерно то, что ее образы являются статичными или обездвиженными. Во всяком случае, их «движение» определяется только тем, что происходит в памяти человека. Образы, рождаемые воображением, напротив, являются динамичными, и их динамика мало зависит от процессов, происходящих в памяти человека.
  • 3. В воображении преобладают непосредственные впечатления, а для мышления характерен отход от непосредственных впечатлений и переход в область абстракций или отвлеченных представлений или рассуждений, опирающихся на общие идеи, например понятия.
  • 4. Умственная продуктивность при создании образов восприятия, памяти, мышления и воображения неодинакова. Количество продуцируемых образов постепенно возрастает от восприятия и памяти к мышлению и далее — к воображению. Восприятие создает лишь один образ — образ того объекта, который в данный момент воспринимается[2]. Примерно то же можно сказать и о памяти: она запоминает и припоминает в каждый момент только один из объектов. Исключение составляет лишь информация, которая хранится в долговременной памяти. В ней имеется множество разных объектов, но они также доступны другим процессам памяти, если их рассматривают в текущем временном интервале, лишь в единичных вариантах. Мышление одновременно может действовать сразу с несколькими объектами, связанными с решаемой задачей. Что касается воображения, оно в состоянии одновременно порождать целостные, достаточно сложные картины, включающие в себя множество разнообразных объектов.
  • 5. Мышление, по С. Л. Рубинштейну, обеспечивает реальное познание, а воображение — только мысленное, виртуальное (возможное или вероятностное) познание. Правда, это отличие не относится к виду мышления, которое имеет творческий характер и порождает новые объекты. В этом случае преобразовательная функция мышления является очевидной. При использовании мышления преобразование окружающей действительности является целенаправленным процессом, и его конечный ожидаемый результат хотя бы в общих чертах заранее известен человеку. Итоговый результат воображения заранее никогда не бывает известным человеку даже в общих чертах, он рождается в самом живом процессе воображения. Более того, пользуясь воображением, человек не в состоянии даже предвидеть его очередной шаг или возможный поворот.
  • 6. Некоторые ученые утверждают, что настоящее, «чистое» мышление является истинным творчеством, а «чистое» воображение — это бесплодный вымысел. В общем случае это так, если иметь в виду галлюцинации, грезы и подобные им виды воображения. В связи с характеристикой иных видов воображения по данному признаку требуются оговорки. Во-первых, надо выяснить, какой смысл вкладывается в выражение «чистое воображение». Во-вторых, надо отыскать ответ на вопрос о том, почему «чистым» называют только бессмысленное воображение, не связанное с мышлением, а другие виды воображения, связанные с психическими функциями, именуются «нс чистыми»? В-третьих, необходимо установить, почему в результате воображения обязательно должен рождаться только «бесплодный замысел»? Если бы это было так, то бессмысленно было бы говорить о продуктивном или творческом воображении, а также о воображении, играющем ключевую роль в процессах творческого мышления. В-четвертых, «чистого» мышления не существует, и это особенно характерно для наглядно-образного мышления. Здесь воображение самым тесным образом связано с восприятием, мышлением и практически не может быть отделено от них. 

Таковы в общих чертах, с учетом того, о чем говорилось раньше, основные моменты, объединяющие и разделяющие воображение, восприятие, память и мышление. Однако вопрос о соотношении воображения и познавательных процессов можно ставить и обсуждать по-другому, а именно — как вопрос об активном участии воображения в других познавательных процессах или его существенной роли в познании окружающей действительности с помощью восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Обстоятельный ответ на данный вопрос представляется следующим.

В процессах восприятия воображению отводится следующая роль. Воспринимая какой-либо объект, человек, имеющий большой жизненный опыт и знающий, как могут выглядеть различные предметы и явления, начинает строить его образ заранее, представлять себе соответствующий объект еще до того, как о нем будет получена полная сенсорная информация. Процесс восприятия, если его рассматривать с позиций конструктивистской теории восприятия (см. главу «Восприятие» в настоящем учебнике), не выглядит так, что сначала человек собирает необходимую и достаточную информацию о воспринимаемом объекте, и только после того, когда она будет полностью собрана, в его голове рождается образ воспринимаемого объекта. В действительности — и это подтверждается многими исследованиями восприятия — гипотетический образ воспринимаемого объекта складывается и существует в голове человека (причем не один, а несколько) задолго до фактического окончания восприятия и представляет собой опознание образов по гак называемым прототипам. В действительности восприятие представляет собой следующий, поэтапно протекающий процесс.

 

Предварительно получив некую информацию о воспринимаемом им объекте, достаточную, чтобы создать его гипотетический образ, человек затем создает его в воображении, извлекая, например, из памяти и соотнося с тем, что ему уже известно о воспринимаемом объекте. Этот предварительно построенный в воображении образ воспринимаемого объекта далее проверяется на истинность в ходе продолжающегося процесса восприятия. Активно включаясь в него, человек, во-первых, получает дополнительную информацию о воспринимаемом им объекте, которая позволяет представить его образ полнее и точнее, чем это было вначале. Во-вторых, в ходе непрерывно продолжающегося процесса восприятия человек проверяет правильность предварительно сформированного, гипотетического образа воспринимаемого объекта, и когда, наконец, убедится в том, что этот образ правилен, процесс восприятия прекращается. Это, как правило, происходит задолго до того, как будет собрана полная и исчерпывающая информация о воспринимаемом объекте.

Восприятие, таким образом, с начала оказывается тесно связанным с воображением. Воображение сопровождает процесс восприятия и постоянно участвует в нем в форме последовательно меняющихся и предварительно создаваемых в воображении представлений о воспринимаемом объекте. Данный процесс происходит автоматически и существенно ускоряет восприятие, так как априорное представление воспринимаемого объекта в воображении с последующей проверкой его истинности гораздо эффективнее, чем одномоментное собирание полной информации о воспринимаемом объекте. Человеку в случае использования воображения не нужно иметь всю возможную информацию об объекте, которая к тому же может оказаться необозримой. Ему достаточно только узнать о том, что позволит с высокой степенью вероятности идентифицировать воспринимаемый объект, т.е. его опознать.

Процесс восприятия прекращается, когда проверка складывающегося образа на истинность подтверждается с высокой степенью вероятности или когда, действуя практически по отношению к соответствующему объекту, человек убеждается в том, что его сложившийся образ позволяет успешно решать многие практические задачи, связанные с ним. Заметим, что окончательный образ любого воспринимаемого объекта — это образ, который предварительно сложился в воображении человека и подкреплен полученным опытом, а не тот, который получен путем механического соединения поступающих от воспринимаемого объекта стимулов в виде ощущений. Отсюда следует, что воображение нс просто участвует в процессе восприятия, но и управляет им.

Внимание также предполагает активное участие в нем воображения. Это участие наиболее отчетливо проявляется, когда мы имеем дело с активным и произвольным вниманием. Такое внимание, по определению, регулируется со стороны психики человека. Прежде чем произвольно обратить внимание на некоторый объект, человек представляет его в своем воображении. Если бы этого нс происходило, человек не мог бы знать, на что ему следует в данный момент обратить внимание. Отсюда можно сделать вывод о том, что воображение предшествует произвольному вниманию, как и процессу восприятия, конструируя в сознании человека объект, на который человек далее должен будет обратить внимание и который затем будет его регулировать.

Когда мы говорим об активном внимании, предполагается, что активность внимания является избирательной и направленной на то, что в первую очередь интересует человека в воспринимаемом объекте. Здесь правомерно поставить тот же вопрос, который выше был сформулирован относительно произвольного внимания. Для направления активности внимания человек заранее должен представлять себе, на что его следует направить.

Еще более тесно воображение, по-видимому, связано с процессами памяти, причем эта связь является разносторонней и по-разному проявляется в процессах запоминания, припоминания или узнавания. При запоминании материала, особенно такого, который можно представить зрительно, человек, как правило, старается это делать. Практика показывает (об этом уже шла речь в главе, посвященной памяти), что достаточно представить запоминаемый материал в виде зрительного образа, чтобы он сразу и без особых усилий запомнился, надолго сохранился в памяти человека. Следовательно, воображение органически включено в процесс запоминания, активно участвует в нем.

Припоминая определенный материал, человек опять же сначала должен иметь представление о нем в виде некоторого образца, иначе не сможет точно знать о том, что ему следует вспомнить. Представление о воспроизводимом материале, предварительно возникшее в голове человека в виде идеи или образа, позволяет ему сравнивать припоминаемый материал с имеющимся представлением о нем, оценивать его с точки зрения соответствия данному представлению и в конечном счете судить о правильности припоминания соответствующего материала. Если бы предварительного представления припоминаемого материала в воображении не существовало, человек был бы не в состоянии судить о том, правильно или неправильно он его воспроизводит.

Часто бывает, что мы что-либо вспоминаем, и при этом у нас складывается ощущение, что мы вспомнили то, что требуется, соответственно, правильно или неправильно. Если не допускать существование некоторого образца, с которым мы сопоставляем припоминаемый материал, трудно было бы объяснить, во-первых, источники такого ощущения, во-вторых, тот факт, что в большинстве случаев жизни оно нас не обманывает.

Рассмотрим далее процесс узнавания с точки зрения его связи с воображением. Поставим вопрос следующим образом: что вообще означает словосочетание «узнать что-либо»? Оно фактически означает, что, сопоставляя воспринимаемое с тем, что ему уже известно, человек делает вывод о том, что между известным и воспринимаемым им имеется определенное сходство. Такое сравнение можно выполнить и констатировать сходство или отличие воспринимаемого и известного, лишь тогда, когда кроме образа воспринимаемого объекта человек имеет в голове и образ (образец) того, с чем он сравнивает складывающийся образ. Это, в свою очередь, предполагает, что еще до свершения акта узнавания человек представляет в своем воображении гипотетический образ узнаваемого им объекта.

Функциональная связь мышления и воображения проявляется в следующих моментах. На активном использовании воображения построен один из основных видов мышления человека — наглядно-образное мышление. Представление соответствующих объектов и целенаправленные манипуляции с ними в воображаемом плане выступают как основа данного вида мышления. Приведенные выше (см. 5.1) рассуждения об общем и различном в воображении и наглядно-образном мышлении убеждают нас с том, что они не отделимы друг от друга и в функциональном плане переходят один в другой.

Если допустить существование и проявление воображения не только в конкретных образах, но и в абстракциях, то связь между воображением и мышлением станет еще более разносторонней и глубокой. Действительно, всякое абстрактное понятие имеет определенное содержание. Пользуясь соответствующими понятиями, человек представляет это содержание, но в отличие от «чистого», конкретного воображения, существующего только в образах, а не мыслях, воображение, представляемое в его абстрактном содержании, выражается в некоторого рода идеях. Ряд ученых, как мы уже знаем, допускают существование абстрактного воображения и, следовательно, усматривают связь, существующую между воображением и словесно-логическим мышлением. Каждое понятие, участвующее в таком мышлении, должно быть представлено в сознании человека, чтобы он мог им практически воспользоваться. С понятиями, существующими в виде умственно представляемых идей, человек действует по законам логики и тем самым находит в уме решение различных задач.

В заключение выясним, каким образом могут быть соотнесены друг с другом воображение и речь. Соответствующую связь можно представить и описать следующим образом. Когда, пользуясь активной речью, человек собирается что-то написать или произнести, произносимое или написанное им высказывание он вначале представляет в голове и только затем пишет его или проговаривает. Следовательно, без воображения невозможной представляется и речь.

Процесс порождения речи в свое время внимательно изучили специалисты по психолингвистике[3] и пришли к следующим выводам. Вначале человек, по-видимому, имеет в голове только общий смысл или замысел того, что он собирается сказать, написать, передать в развернутой, воспринимаемой со стороны звуковой или письменной форме. Затем этот смысл или замысел начинает наполняться конкретным содержанием. Соответственно, далее человек приступает к подбору слов, с помощью которых он в состоянии максимально полно и точно передать нужный смысл в устной или письменной речи.

Подходящая форма высказывания рождается не сразу. Вначале, по- видимому, возникают слова и фразы, которые лишь приблизительно передают содержание, которое человек с помощью речи хотел бы выразить. После этого человек сравнивает возникшие в его голове слова и фразы с тем, что они должны в конечном счете выражать, и, если они не вполне соответствуют замыслу высказывания, то соответствующим образом корректирует их. Таким образом, воображение человека в описанном выше процессе одновременно «работает» с порождением речи, участвуя в нем и регулируя его изнутри.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что воображение и другие познавательные процессы — это не только разные, в чем-то внешне похожие друг на друга, но и фактически включенные друг в друга процессы.

Подводя итоги, можно констатировать следующее.

  • 1. Воображение — это самостоятельный, отдельно существующий психический (познавательный) процесс, но, вместе с тем, и такой процесс, который участвует в регуляции других познавательных процессов, в том числе восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
  • 2. Участие воображения в восприятии проявляется в том, что будущий образ воспринимаемого предмета человек предварительно представляет в своем воображении, а затем уточняет и конкретизирует его в процессе восприятия.
  • 3. Роль воображения в регуляции внимания менее понятна и очевидна, чем его участие в других познавательных процессах. Тем не менее, и о ней можно говорить вполне определенно. Вероятно, что бессознательно представляемое содержание, связанное с воспринимаемым объектом, направляет на него внимание человека. Это, в частности, характерно для активного и произвольного внимания.
  • 4. Связь воображения и памяти проявляется во всех основных мнемиче- ских процессах: запоминании, сохранении, припоминании и узнавании. Эта связь выражается в том, что запоминаемое, сохраняемое в памяти, припоминаемое или узнаваемое содержание предварительно должно быть представлено в сознании человека, так как в противном случае человек не сможет точно знать о том, что ему следует запомнить, сохранить, припомнить или узнать.
  • 5. Участие воображения в мышлении наиболее очевидным образом проявляется в наглядно-образном мышлении, которое основано на воображении и без него существовать не может. Если же допустить наличие у человека также и абстрактного воображения, то становится очевидным, что воображение принимает активное участие в словесно- логическом мышлен и и.
  • 6. Говоря о связи воображения с речью человека, следует исходить из того, что всякое речевое, устное или письменное высказывание начинается с его общего замысла. Этот замысел должен заранее существовать в воображении человека, так как без него точное и разумное высказывание будет практически невозможным. 

 

  • [1] Дудецкий Л. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974. С. 90.
  • [2] Речь идет об образе объекта, который в данный момент находится в центре внимания.Конечно, на периферии воспринимаемой части пространства могут одновременно существовать и образы других объектов, но они в соответствующий момент не строятся и не преобразуются.
  • [3] Это наука, занимающая промежуточное положение между психологией и лингвистикой,изучающая с лингвистических и одновременно с психологических позиций все, что связанос речью человека.

Источник: studme.org

Аскар ТауекеловАскар Тауекелов
1 жыл бұрын 1912
0 пікір
Блог туралы