Слышали ли вы про дофамин — нейромедиатор, активно участвующий в системе мотивации? В знаменитом эксперименте ученые Олдс и Милнер обнаружили механизм действия этого вещества (как водится, на мышах). Сначала экспериментаторы решили, что им удалось открыть «центр удовольствия», но позже выяснилось, что дело было не столько в удовольствии, сколько в мотивации и в предвкушении.
Как действует дофамин?
Дофамин вынуждает нас действовать. Сценарий простой: поставили цель – достигли цель – получили вознаграждение. Это стимулирует нас искать и действовать снова и снова.
А что за дофаминовая петля?
Это ловушка постоянной самостимуляции. В такой ситуации человеку важно не столько достижение цели, сколько сам процесс погони. Ожидание чуда становится важнее чуда, и попавшие в дофаминовую петлю не могут остановиться – тут же переключаются на другую цель.
Это относится и к перееданию, наркотикам, лайкам, репостам, постоянной проверке почты и т.д. Суть петли в том, что дофамин продуцирует удовольствие не столько от получения желаемого, сколько от самого поиска.
Формирование зависимостей
В формировании игромании и других зависимостей (от лайков, проверки почты и т.д.) дофаминовая петля играет чуть ли не главную роль.
На этом держатся компьютерные игры: только пройдешь уровень, как хочется ещё. И ещё.
Этот механизм наглядно работает и в Инстраграме. Почему не теряют популярность красивые фотографии еды или напитков? Ну казалось бы, в чём биологический смысл смотреть на то, что не можешь съесть? Однако такие картинки притягивают, и дело не только в эстетике, сколько в предвкушении.
По той же схеме нас привлекают и новинки. Встречаются люди, которые чуть ли не зависимы от всего нового, и снова речь о дофаминовой петле: новое всегда что-то обещает. И это тот случай, когда обещание важнее результата.
Плюсы и минусы
За счет действия дофамина человек решается на новые свершения, открытия, подвиги и даже безумства. Он мотивирует нас стремиться, активно действовать — и это прекрасно. С другой стороны, попав в дофаминовую петлю, человек не может остановиться, не может перестать достигать или к чему-то стремиться.