Взять и сменить профессию. 4 способа найти дело по душе
Взять и сменить профессию. 4 способа найти дело по душе

Бывает, что работа больше не приносит удовольствия, удовлетворения и денег. Человек мечтает заняться другим делом, но потом вспоминает о возрасте, детях, ипотеке. И снова идет на нелюбимую работу, дожидаясь пятниц и дня зарплаты.

Карьерный консультант Людмила Лукина говорит, что многие люди живут в таком состоянии годами. Однако ситуация не является безвыходной: существуют проверенные годами технологии перепрофориентации, которые позволяют сменить одну профессию на другую без значительных потерь в зарплате. 

Tengrinews.kz продолжает серию материалов о карьерном консультировании.

В этой статье - три работающих методики, как сменить профессию, и один тест, чтобы понять, на что менять.

- Людмила, как понять, что это не просто усталость, а именно неудовлетворенность своей работой и видом деятельности?

- Самое простое - это отслеживать все свои высказывания о работе. Если больше 50 процентов высказываний носит негативный характер, то пора задуматься. Например: "Ну почему они так?", "Почему этим все, а нам ничего?"

- А если утром не хочется на работу?

- Утром на работу не хочется многим. Есть "совы", которым в принципе утром никуда не хочется - они просто хотят спать. Либо же человек накануне очень сильно устал и просто не успел отдохнуть за ночь. Однако если мысль о нежелании идти на работу становится постоянной на протяжении длительного времени, то это очень тревожный сигнал. С ним надо что-то делать. Хотеть идти на работу - это не просто нормально, это необходимо, чтобы чувствовать себя счастливым человеком, получать удовольствие от жизни и оставаться здоровым.

- Можете ли вы описать, какие чувства испытывает человек, который любит свою работу?

- Например, я могу описать свой вчерашний день. Он был сумасшедшим по интенсивности, три большие встречи: сессия с клиентом, разработка программы обучения, консультация собственников бизнеса. Я была занята с 09.00 до 23.00, не успела пообедать. Вечером перед сном я провожу оценку прожитого дня. Я оценила его как прекрасный. Я засыпала с чувством счастья, пониманием, что именно так я хочу жить. Да, у меня не было времени на еду, мне было тяжело физически и психологически, но я чувствовала, что мои знания и опыт нужны людям, что я помогаю им.

- И вот человек понимает, что он не получает удовольствия от того, что делает...

- Чаще всего он встает в тупик, потому не понимает, каким образом можно взять и сменить профессию. Самое главное ошибочное убеждение, что он потеряет очень много денег: я уже чего-то достиг, зарабатываю такую-то сумму, если начну с нуля, то минимальной зарплаты мне ни на что не хватит. Чаще всего размышления на этом и заканчиваются. На самом деле, на этом они должны только начинаться. Ведь технологии, которые помогают достичь желаемого, существуют.

- Сколько вариантов сценария существует?

- Три. Первый - если человек хочет получить должность в рамках своего отдела. Второй и третий - если он хочет кардинально сменить сферу деятельности. В рамках одного отдела все гораздо проще. Например, вы работаете в HR-отделе и занимаетесь кадровым делопроизводством. А вам интересно подбирать персонал. У вас есть огромное преимущество - вы уже трудоустроены в компании, где требуются интересные вам навыки. Осталось только набрать компетенции (как это сделать, говорилось в материале про карьерный план) и заявить о своем желании. От начала карьеры отличается тем, что вы уже имеете часть навыков. Процесс будет быстрым, займет 1-3 месяца. При наличии вакансии через несколько месяцев вы сможете начать заниматься тем, что вам интересно. Если все позиции заняты, то можно либо ждать, либо начать искать другую работу с нужным функционалом.

- А если человек хочет кардинально сменить сферу деятельности?

- Для начала надо понять, в чем человек уже профессионал. Рассмотрим на примере человека, который всю жизнь работает бухгалтером на производстве, а хочет стать маркетологом. Ключевым моментом будет, что человек имеет большой опыт работы на производстве. Он знаком и с технологией производства, и прекрасно знает финансовую кухню производства - что и почему отражается на финансовых показателях производства. Это уже немало. Первым делом можно, оставаясь в той же сфере, начать брать на себя другие проекты. В некоторых компаниях это принято: есть проекты, за которые берутся люди другого профиля.

Маркетинг - огромная сфера знаний, которую разом не объять - лучше поделить на несколько частей и попробовать заняться определенным сегментом. Например, SMM (Social Media Marketing), то есть ведение социальных сетей компании. Это не ядерная физика, чтобы понять, как устроен SMM - хватит двух недель. Можно начать вести проект по SMM, рассказывая о компании и работах с общественным мнением там, параллельно с бухгалтерской работой. Однако не во всех компаниях это возможно - где-то корпоративные правила гласят, что у специалиста есть четкая должностная инструкция и он должен ей следовать.

Тогда есть второй путь. Можно написать список, что вас бесит в вашей компании. Например, вас бесит отсутствие в вашей компании кадрового резерва, то есть никто не знает, какие вакансии открываются и как можно участвовать в конкурсе на ту или иную должность. Возьмите на себя эту функцию, создайте систему оповещения сотрудников об открытых вакансиях. Сделайте не просто скучную рассылку по почте, а яркую презентацию с понятным описанием функционала должности и требований к соискателям. Дальше - больше! Развитие бренда работодателя в тех же соцсетях. Вы получите не только новые навыки, необходимые в сфере маркетинга, но и дополнительную строчку в резюме. Это может быть что угодно: и отсутствие вкусных мест для еды - вы можете организовать ее доставку в офис, и грязные туалеты - можно либо работать над повышением культуры сотрудников, либо подумать, как ликвидировать лужи возле входа в офис, откуда на обуви и несут грязь. Можно выбрать любую вещь, которая бесит лично вас, и преобразовать ее в проект. Дело в том, что то же самое бесит не только вас, но и как минимум половину коллег. Просто они об этом молчат или считают, что ничего сделать нельзя. Чтобы убедиться в этом, можно провести соцопрос: "Что вам не нравится?". С его итогами прийти к руководству и сказать: "Я бы хотел взять на себя на волонтерских началах такой проект. Потому что наши сотрудники сказали, что им некомфортно работать в таких условиях". Берете проект из сферы, которая наиболее близка к той, в которую вы хотите перейти, делаете этот проект, потихонечку начинаете взаимодействовать с людьми из других отделов, в том числе маркетингового. В результате вы начинаете общаться с директором по маркетингу, он вас замечает и видит, что вы заинтересованы развиваться как маркетолог. Можно даже прямо ему об этом сказать: "Я готов учиться, развиваться. Я сделал то и это, ходил на такие курсы, читал такие книги. Скажите, пожалуйста, что мне еще нужно сделать для того, чтобы прийти в твой отдел на любую должность?" И он подскажет. А может быть, и сразу возьмет.

- Энтузиазм ценится?

- Однозначно да. Но он должен быть умеренный, грамотный, подкрепленный логикой. То есть просто инициатива "А давайте перекрасим бордюры в зеленый цвет!" будет выглядеть глупой. Все предложения должны быть полезными, нести улучшения для сотрудников или прибыль компании.

- Взять тот же SMM. Многие разделят работу и новое интересное занятие, попробовав им заниматься в качестве хобби.

- Да, есть такое убеждение. Можно, конечно, делать как хобби: попробовать создать страницу для вязаных изделий своей мамы или магазина подруги. Но через хобби путь длиннее. Тропинка к заветной должности будет короче, если вы будете это делать сразу в профессиональном сообществе: начнете взаимодействовать с профессионалами, будете иметь возможность взять у них совет, смотреть, как поступают в тех или иных ситуациях они. Действуя так, как я описала, ваша цель - получить должность в отделе маркетинга своей же компании. Даже стартовая позиция, например ассистента, приблизит вас к желаемому результату. Останется только наращивать опыт, компетенции, а продвижение по служебной лестнице не заставит себя долго ждать.

- А что насчет третьего способа?

- Если вас не пустили в отдел маркетинга вашей компании, причин может быть множество, не всегда дело конкретно в вас, то вам предстоит сменить работу. Вы можете попробовать найти работу бухгалтером в маркетинговой компании - фирме, занимающейся продвижением и развитием брендов. Вы переходите туда на аналогичную должность, но уже участвуете совершенно в других бизнес-процессах. С позиции бухгалтера у вас будет возможность изучить маркетинговую сферу, понять, как в ней все устроено. Этот процесс может занять 6-12 месяцев. За это время у вас появляются знания, которые нужны для того, чтобы занять стартовую позицию в сфере маркетинга. О вакансиях вы можете узнать либо от HR-менеджера, либо от самих коллег. Зачастую в эту сферу берут людей неопытных, их готовы доучивать, давать им наставников. Либо вы сами можете найти наставника, обратившись к коллеге с сильными профессиональными навыками: "Могу ли я обращаться к вам с вопросами?" Как правило, люди, достигшие определенного уровня профессионального развития, не боятся конкуренции, что их подсидят или еще чего-то, и легко делятся наблюдениями и рекомендациями с теми, кто попросит. После этого вас начинают замечать, видеть сильные качества вашей личности. Далее можно либо расти в этой компании, либо, подготовив грамотное резюме с описанием всех знаний и компетенций в области маркетинга, устроиться в другую компанию. Важно не ставить акцент на том, что вы были бухгалтером, а максимально подробно расписать, что вы умеете и знаете как маркетолог. Действует правило: под каждую вакансию - свое резюме. Замечательно, что вы добились многого в сфере бухгалтерии, но работодателю важно, чтобы вы умели и знали нужный функционал для другой должности. Чтобы добиться желаемого, потребуется время: в смежной профессии - полгода-год, кардинальная смена профессии - год-два.

- А как быть, если человек много лет вообще не работал? Например, женщина в декрете. Она не знает, чего хочет: старое точно нет, идей о новом тоже нет.

- Существует простой способ, упражнение "Четыре списка" можно сделать дома за полчаса. Вам понадобится четыре листа. На первом вы пишите, что очень любите и хотите делать. Но только нужно очень детально описать интересное вам занятие действиями, глаголами. Например, я люблю рисовать, готовить еду, кормить уток, нянчиться с детьми. Записывать нужно все, не ограничивая себя в полете фантазии - даже самые неожиданные вещи. 20-50 пунктов. Если застряли на десятом пункте, то отдохните, а позже еще напишите.

Второй лист - это список того, что вы можете делать, те умения и навыки, которые у вас уже есть. Вы можете не любить это делать, но в принципе быть способны это делать. "Убирать дом", "водить машину", "ухаживать за цветами". Все-все навыки.

Третий список - то, что вас бесит в современном мире. Примерно как было описано выше: про отсутствие кадрового резерва, вкусных обедов и чистых туалетов. Все даже самые неожиданные вещи, которые вызывают у вас зубной скрежет, и вы не понимаете, почему продукт или услуга такого качества, тот или иной человек так себя ведет. Четвертый список - то, что вы не любите, не хотите, ненавидите и не будете делать никогда. Сюда можно писать все, что вызывает ваше отвращение и противоречит вашим принципам.

- Что с ними делать дальше?

- Первые два списка "Люблю" и "Могу" надо сравнить, найдя точки пересечения. Если что-то совпадает, то - туда вам и дорога. Даже если вы никогда не зарабатывали на этом денег, то на этом точно можно заработать. Особенно, если выбранная сфера деятельности будет отвечать на один из вопросов из третьего списка, где описано то, что бесит. Изменить что-то из третьего списка - может стать вашей мотивацией. Вы поняли, что вам интересна недвижимость, у вас получается без проблем находить жилье под нужные требования. Вас бесит, что многие люди тратят на это недели, а то и годы. Вы можете помогать людям находить жилье. Четвертый список покажет, насколько вы созрели для перемен. Чем больше в списке "Бесит" того, чем вы вынуждены заниматься ежедневно сейчас, тем убедительнее для вас будут итоги сравнения первого и второго списков. Для женщины в декрете это может быть ежедневный день сурка, для работающего человека - те рабочие задачи, которые он выполняет вынужденно.

- А что насчет зарабатывания денег? Как на том, что любишь, заработать?

- Деньги может приносить практически все. Вот реально практически все. "Это не может приносить доход..." - из разряда ограничивающих установок, которые можно победить. Первым делом узнать, приносит ли это деньги кому-то? Достаточно ли этих денег для достойной жизни вам? Можно узнать, кто стоит за аналогичным бизнесом, поискать информацию про этих людей в Интернете, почитать их биографии или даже познакомиться лично и расспросить, как они этого достигли. Если ограничение снято, то предстоит написать план: "А как можно это сделать?" Когда правильно задан вопрос, то вы начинаете видеть варианты там, где ты их раньше не видели.  Возможно, найденный вами способ никто ранее не практиковал. Отлично! Так даже меньше конкурентов будет. Пока кто-то скопирует, вы уже что-то новое придумаете.

- В вашей практике карьерного консультанта были случаи, когда вашему клиенту удалось сменить сферу деятельности?

- Да. Человек был сотрудником банка, а понял, что хочет автоматизировать производственные линейки, и начал заниматься этим. Или специалист по документообороту стала IT-аналитиком. Сейчас я работаю со специалистом по тендерам, который понял, что хочет заниматься обучением. Мы совместно составили программу обучения тендерным процедурам. Это область, в которой человек действительно знает все и готов передать свой опыт. Хочу отметить, что все всегда индивидуально и непредсказуемо - результат у разных людей может получиться разным. Но если действовать, то однозначно получится. Возможно все. Если вы хотите чем-то заниматься, то вы сможете этим заниматься. Каждый человек может каждое утро просыпаться с мыслью, какой классный день ему предстоит, и засыпать с чувством удовлетворения от проделанной работы.

Ольга Пастухова

Аскар ТауекеловАскар Тауекелов
6 лет назад 2352
0 комментариев
О блоге