Ретрофлексия – один из механизмов психологической защиты, который вырабатывается у человека в детском возрасте. Когда ребенок растет с пониманием, что о нем некому позаботиться, его никто не пожалеет, он сам по себе, он начинает фактически опекать самого себя. Его эмоции (весь спектр – со знаком плюс и со знаком минус) направлены не во внешний мир, а внутрь себя.
У взрослого человека, страдающего ретрофлексией, как бы два «я» – Я и Не я. Он одновременно выступает в роли наблюдателя и наблюдаемого. Характерными чертами такой личности являются:
- навязчивые действия,
- наличие вредных привычек (грызение ногтей, сжимание кулаков, проглатывания),
- разговоры с самим собой,
- нездоровое чувство юмора (когда человек высмеивает сам себя),
- стыд,
- смущение.
Человек с ретрофлексией способен даже избить самого себя за какой-то плохой, как ему кажется, поступок. Ретрофлексия ведет к постоянной зажатости и напряжению в теле, скрипению зубами во сне, задержкам в дыхании. Человек чувствует перманентную апатию, усталость, скованность.
Для таких людей не редкость пребывание в депрессивном состоянии. Они постоянно контролируют себя, говоря простым языком, сдерживают. Внешне такие люди выглядят уравновешенными, невозмутимыми, при этом они способны впадать в истерики без повода – так кажется посторонним, когда они наблюдают всплеск эмоций человека, страдающего в той или иной степени ретрофлексией.
С одной стороны, механизм сдерживания эмоций (ретрофлексия) заложен в каждом индивидууме природой: если бы его не было, то мы все были слишком активными и эмоциональными – бегали бы и орали как маленькие дети. Но у некоторых людей, которых родителей воспитывали так, что из лучших побуждений не позволяли проявлять эмоций. Например, когда ребенок упал, ударился, ему кто-то сделал больно или плохо, эти самые родители вместо того, чтобы поддержать и пожалеть кроху, говорили: «Не распускай нюни», «Прекрати», «Ты же мужик», «Подумаешь фигня», «Пройдет», «До свадьбы заживет». Могли и ударить, чтоб четче зафиксировать успех.
То есть ребенок ударился, а родитель наорал и дал оплеуху, чтоб не рыдал. У таких детей механизм сдерживания эмоций стал работать более интенсивно: они сами начали контролировать свои эмоции, потому что поняли, что проявлять их плохо – за это можно получить.
Естественно, этот механизм подавления эмоций откладывается глубоко в подсознании, и с течением времени уже невозможно проследить, когда это началось. Зато вполне явственно можно почувствовать последствия подавления эмоций, которые отражаются не только на психике, но и на соматике. Потому что тело реагирует на этот механизм по-своему – зажимами, вплоть до изменения тона кожи в местах, где появляются блоки. Естественно, что все это ведет к психосоматическим заболеваниям. Помочь пациентам с ретрофлексией непросто: здесь нужна грамотная работа специалиста – врача-психотерапевта и вера в себя.
Автор: Ольга Романив, психолог, специалист по семейным отношениям