Разучились люди ценить счастье, не видят они его больше ни в радостях, ни в горе. А от последнего и вовсе шарахаются, как, мол, это можно быть счастливым в горе. Веруют мало или вовсе не веруют уже, а жизнь иногда так оборачивается, что узнаёшь о беде не понаслышке и проваливаешься в пустоту, в пропасть, в которой только страдание приносит утешение.
Человек верующий счастлив уже от мысли, что Аллах не оставил его, если случается с ним какая беда, болезнь какая. Он замечает даже маленькие радости и восторженно благодарит Господа, как птицы, у которых нет ничего, радуются корму в голодный день. Потому что в этом мире есть только день сегодняшний. День завтрашний — это опасения и надежды, а день вчерашний — это томление и умиление. Если можешь быть счастливым, будь сегодня, а иначе никогда.
Быть может, дорогой читатель, ты не со всем согласен. Имеешь право, потому как опыт этот у каждого свой, единоличный. Но скажи, разве тебе мало того, что ты здоров и не просыпаешься в холодном поту от того, что каждая клеточка твоего тела стонет о помощи? И ты слышишь умиляющие голоса ребятишек, которые по первому зову твоему бросаются к тебе. И ты не бедствуешь и даже можешь побаловать своих любимых сладостями.
Не думаешь ли ты, что всё это ты заслужил сам? Или Бог, вершитель великого возмездия, особо возлюбил тебя, который даже не вспоминает Его? Или природа, которую ты нещадно разрушаешь, многое задолжала тебе? А чем ты лучше матери, которая схоронила своего трёхлетнего ребёночка, и не может утешиться своим горем? Или это всё не про тебя?
На самом деле это про всех нас, про каждого. Потому что радости и несчастья посещают нас без разбору, понятному нашему разуму. И мать эта, потерявшая ребёночка своего, великое горе приняла, но нет хуже горя, чем потерять самого себя. Злые языки говорят: «Вот, в Бога верила, молитву творила, а Бог взял и забрал у неё сына». А скольких забрал у Айюба, мир ему, и вернул потом? А скольких забрал у Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и не вернул вовсе?
Аллах посылает испытания тем, кого любит, и самые большие испытания выпадают на долю пророков и тех, которые более всего похожи на них. Ибо только они могут вынести большие испытания и не сломаться. Они будто тяжелый колос, несущий две дюжины зёрен, он прогибается от ветра, но не ломается, а выпрямляется на своём могучем стебле. Никакая печаль не потеснит в их душе веру и любовь к Аллаху, и поэтому они поднимаются на ступени, недоступные многим другим, которых Господь наш лелеит.
Плачет сестра наша, и долго ещё будут надрываться раны её всякий раз, когда увидит она памятное, что осталось от её сыночка. Или услышит голос детский где-нибудь и вздрогнет, будто это он вернулся. Долго ещё не будет ей покоя. Не познал он греха и горьких радостей земной жизни. Рано оставил он отчий дом, но ушёл в мир лучший и сейчас пребывает на небесах под присмотром Ибрахима и Сары, в ветвистом саду, наполненном всеми цветами весны. Инша-Аллах!
Возможно, он даже узнаёт вести о своих родителях и радуется, когда они приходят к его вместилищу в сырой земле. Наши праведные предшественники были согласны в этом и передали нам это знание. Но ещё более радуется он, когда они проявляют терпение, ибо тогда ему будет позволено найти их среди великого множества стоящих в растерянности людей в день воскрешения. И он возьмёт их за руку и уже не отпустит больше, пока они вместе не войдут в рай.
Как-то раз Абу Хассан пришел к Абу Хурайре и сказал: «У меня умерло двое сыновей. Может быть, ты можешь рассказать мне хадис, услышанный тобой от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который утешил бы нас». Он сказал: «Да, ваши дети — младшие обитатели рая, и когда они встретят своего родителя или обоих, они схватят их за одежду или за руки, как я сейчас схватил тебя за край одежды, и не отпустят, пока Аллах не введёт их в рай вместе с родителями» (Муслим 4775).
Для верующей матери это — великое утешение, чтобы приняла она испытание Божие и не мучала себя и тех, кто рядом, вопросами о том, кто виноват в случившемся, можно ли было избежать этого, а научилась снова улыбаться и жить дальше с верой и надеждой. Для всех остальных это — повод задуматься над величайшей тайной жизни, над её смыслом, ибо только он и оправдывает смерть и страдания детей. И если бы не было воскрешения и вечной жизни, то никакая земля не выдержала бы слёз человеческих, которыми пропитана она сверху донизу, и не было бы на свете ничего ужаснее, чем эта природа, которая, как они думают, создала человека таким совершенным на потеху себе.