Немного умиляют саудиты, которые начали носиться с «древней» саудовской культурой. Культура на Аравийском полуострове действительно древняя, племенная, разнообразная. Но никакого отношения к «саудовской» культуре она не имеет. Ну начнем с того, что Саудовская Аравия – единственная страна в мире, названная по имени правящей династии. То есть Аравия, принадлежащая Саудам. Король носит титул Хранителя Двух Святынь (главных мечетей мусульманского мира в Мекке и Медине)… но, вот незадача, исторически все было совсем иначе. И все стало так, как есть сейчас из-за одного предательства. И Мекку с Мединой они отжали у законных владельцев при помощи вечно гадящей англичанки. Но обо всем по порядку и кратко, не погружая too much в детали.
Национально-освободительное движение арабов от турецкого ига (иначе и не скажешь – еще расскажу!) в начале XX века началось с Амира Мекки, Шерифа Хусейна бин Али аль-Хашими, наследного хранителя Двух Святынь, пользовавшимся невероятным авторитетом у арабов. Он был главой хашемитской ветви племени Кураиш, прямой потомок Пророка. Волна восстаний и само движение вспыхнуло под предводительством его сыновей Абдаллы и Фейсала под чутким надзором отца. Все вместе они сделали одну единственную, но фатальную ошибку — доверились англичанам и всем их обещаниями.
Амир Мекки, Шериф Хуссейн бин Али аль-Хашеми. Прадед нынешнего короля Иордании Абдаллы II
Отправившись на север, положив множество своих людей, в 1917 году войско (состоящее из многих племен, присоединившимся к восстанию) под предводительством Хашемитов освободило все земли до турецких границ, чтобы узнать, что их... предали.
Годом ранее, в 1916, за их спинами, тайно, между французами и англичанами было подписано соглашение Сайкс-Пико (корень очень многих бед в регионе), поставившим крест на их возвращение обратно. Хашемитов на их землях англичане заменили сговорчивыми и податливыми Саудами (которых Фейсал, правда, попытался вышибить, но потерпел поражение, а те в 1925 завершили вытеснение законных владельцев, вынудив сына Шерифа Хусейна, Али, тогда уже правившего Хиджазом вместо отца, отречься от престола и титула хранителя Двух Святынь), перекроили карту по своему вкусу, не выполнили ни одного из данных до восстания обещаний. (Притом арабы узнали о соглашении только от нового большевистского правительства в России.)
Фейсал со своими людьми в Акабе летом 1917 года
Англичане в лучших традициях объясняли Хашемитам и их людям, что черное это белое и постарались успокоить, отдав им Дамаск и Багдад (зная, что долго они там не протянут, правда, в последнем протянули достаточно долго – до 1958 года), и кусочек земель между нынешней Саудовской Аравией и Сирией – Транс-Иорданию, по которой проходили важные маршруты для англичан, которые требовалось охранять — куда-то же надо было девать доверчивых энтузиастов. И в итоге им досталась только нынешняя Иордания.
Поэтому, когда саудиты начинают рассказывать о многотысячелетней культуре своего государства, и что они хранители Двух Святынь, где-то в Аммане плачет как минимум один иорданец.
Абдалла и Фейсал ибн Хуссейн