В Коране говорится о нескольких видах наказаний, обозначаемых в исламском праве словом хадд. Сюда относятся и наказания, полагающиеся за воровство, прелюбодеяние, убийство человека, сеяние смуты. Интересно, что, хотя вероотступничество и относится к разряду тематики, связанной с вероубеждением (акыда), составляющим основу религии, однако в Коране ничего не говорится о мере наказания за него в этой жизни. Даже в тех айатах, где говорится об определенных случаях вероотступничества, сопровождающихся заговорщицкой деятельностью (например, для того чтобы внести смуту в среду мусульман, группа иудеев приняла ислам, а затем объявила об отступлении от веры), не затрагивается тема наказания вероотступников. В Коране об этом сказано: «Части людей Писания говорит: “Уверуйте в то, что ниспослано верующим, в начале дня и перестанете верить в конце его. Быть может, они обратятся вспять…“» (Коран, 3:72). В Коране в связи с данной проблемой говорится только лишь о наказании в Судный день (ахира). Что касается наказания вероотступников-заговорщиков, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) принял это решение как глава государства, так как в этой ситуации вероотступничество явилось не проблемой веры и неверия, а заговорщическим деянием, направленным на создание смуты в среде правоверных. Напротив, очевидно, что на тему вероубеждения Коран во многих айатах говорит о свободе вероубеждения (вероисповедания), подчеркивает недопустимости принуждения в выборе какого бы то ни было вероисповедания. Также мы видим, что этот принцип нашел свое применение и в практике Пророка. В Коране существуют десятки айатов, где прямо говорится о свободе вероубеждения. Мысли, выраженные в этих айатах, можно классифицировать приблизительно следующим образом: а. Быть верующим или неверующим – является личным делом каждого человека; вмешательство в этот вопрос постороннего недопустимо. Никто не может заставить людей избирать ту или иную веру вынужденно. Об этом можно прочесть в следующих айатах Корана: Трапеза, 99; Преграды, 188; Юнус, 41; Худ, 12; Гром, 40; Ал-Хиджр, 94; Пчелы, 82; Различение, 56–58; Каф, 45; Рассеивающие, 52–55; Совет, 6; Нахмурился, 7; Покрываюющее, 22. 2 См.: Корова, 272; Женщины, 88; Юнус, 99–100; Рассказ, 56; Ангелы, 8. 3 См.: Корова, 108; Семейство Имрана, 90; Женщины, 137; Трапеза, 54; Покаяние, 74; Пчелы, 106; Мухаммад, 25. b. Задача пророков извещать и передавать (проповедовать) религиозные учения. Они не обладают полномочиями кого-то к чему-либо принуждать. В связи с этим, см. следующие айаты: Корова, 256; Йунус, 108; Перенес ночью, 15; Пещера, 29; Муравьи, 93; Римляне, 44; Творец, 39; Толпы, 41. c. Наставление на прямой пути (хидайа) является компетенцией Аллаха и находится в Его воле. И даже пророки не получали без помощи Аллаха способности наставить людей на прямой пути. d. В этом мире никто не может наказываться за отступничество. В целом анализ айатов, повествующих о вероубеждении, показывает, что вера и неверие является личным делом каждого, нижие вмешательство в этот вопрос, в том числе каких-либо общественных организаций, а также государства, недопустимо; если кто уверует, польза от этого будет лишь ему, а кто останется в неверии, причинит этим вред лишь себе; даже пророки, получившие откровение, лучше всех разбирающиеся в вопросах веры и неверия, обладают полномочиями лишь проповедовать; Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не был для людей надзирателем или защитником, основной его задачей являлось возвещать, информировать, напоминать и передавать наставление на прямой пути (хидайа) от Аллаха, пророк не обладает силой, способной обратить кого-либо к прямому пути; многообразие отражает волю Аллаха; если бы Аллах захотел, то он объединил бы всех людей в одной умме. Наконец, если в айатах и говорится о вероотступничестве, то ничего не говорится о наказании отступников в этой жизни. Таким образом, можно увидеть, что в Коране присутствуют конкретные указатели, отражающие теоретические аспекты проблемы свободы вероубеждения.
Абд ал-Хамид Абу Сулайман
Коран о вероотступничестве
|