Как принять недостатки других
Как принять недостатки других

Отделите недостатки от особенностей характера и раздражающих привычек

Слово «недостаток» достаточно интересно: кому-то чего-то недостает. Важный вопрос — кому? Другому человеку для того, чтобы его жизнь стала легче и приятнее, а окружающие люди стали его лучше понимать? Или вам, чтобы не приходилось подстраиваться и приспосабливаться, делая усилия над собой?

Скажем, есть экстраверт — человек, для которого важно быть в центре внимания, успевать везде и чье свободное время целиком подчинено общественному образу жизни. Эти особенности характера и темперамента могут раздражать спокойных людей, но их нельзя считать недостатком.

Другая ситуация — если этот же человек часто нарушает обещания, передумывает, исчезает без предупреждения, рассказывает широкому кругу людей приватные вещи о вас или подводит по работе. Одно дело — курить и чавкать во время еды (привычка и дело конкретного человека), другое — повышать голос каждый раз, когда не согласен, и третье — регулярно идти на острый конфликт.

Подумайте, с чем вы конкретно имеете дело — со свойством характера, которое мешает человеку и окружающим? С вредной привычкой, которая касается только его? Или с нарушенной системой вашего взаимодействия, при которой вы чувствуете себя обиженным и подверженным рискам?

Озвучьте собственные недостатки

«Недостатки есть у всех, и у тебя тоже» — общая фраза, которая должна успокоить нас и научить принимать других. Но не учит, потому что не имеет никакой конкретики. Легко чувствовать свое превосходство над другими людьми и ощущать правоту в конфликте, когда их недостатки осознанны, а ваши нет. Подумайте, в чем ваши слабые стороны. Вспомните конфликтные ситуации и реакцию людей с той стороны. Какие моменты в вашем поведении они подчеркивали? Есть ли какой-то объединяющий мотив? Существует ли негативное качество, о котором вы слышите в связи с собой долгое время? Это мнение одного человека или многих?

Избегайте общих слов в духе «эгоизм» и «безответственность» — оба этих свойства присущи в разной степени каждому. Дождитесь спокойного настроения, чтобы взвесить, чем вы можете расстраивать и разочаровывать других. Моментально вспыхиваете во время выяснения отношений? Любите перекладывать ответственность? Забываете о датах, важных для других людей? Говорите то, что люди хотят слышать? Честно сформулируйте эти качества в себе, запомните их, держите в голове, когда захочется обвинить в конфликте только другую сторону, и сохраняйте чувство благодарности, что со всеми вашими недостатками вас тоже принимают и любят многие годы.

Откажитесь от идеи менять людей

Часто мы воспринимаем чужие недостатки как территорию, где можно менять жизнь и личность других людей. Отучить кого-то от плохих привычек, донести свою позицию, иметь влияние на чужую жизнь — все это отличный повод укрепиться в самооценке и потешить самолюбие.

Правда в том, что все перемены в своей жизни люди должны инициировать сами, как и просить о помощи — чтобы целиком нести ответственность за свои действия и иметь мотивацию менять собственную жизнь. Конечно, окружающим нужны доверительные разговоры, они обращаются за советами и поддержкой и иногда просто не могут обойтись без посторонней помощи, но в целом наше влияние на жизнь других людей меньше, чем хочется думать.

Не берите на себя роль исправителя чужих недостатков в мелких и больших делах. Настойчиво агитировать других бросать пить и бегать по утрам, подсовывать развивающие тренинги и раз за разом повторять то, что не хотят слышать, корить знакомых по одному и тому же поводу — значит ломать их, а не помогать. «Надо работать не над другими людьми, а над отношением к ним» — это клише. Лучше понимать порядок действий. Для собственного спокойствия нам необходимо отделять себя от ситуаций (некоторые мы выбираем и потому можем в них не попадать) и людей, с которыми нас сталкивает жизнь.

Определите потенциально опасные ситуации

Известные недостатки других людей не должны застигать нас врасплох — так или иначе мы обычно знаем, когда с ними столкнемся. Предупрежден — значит вооружен.

Подруга всегда опаздывает на встречи на полчаса? Закладывайте на это время. Рабочие собрания затягиваются, потому что несколько коллег не умеют формулировать свои мысли кратко? Ставьте таймер. Босс пишет рабочие сообщения во внеурочное время? Сообщите удобное время или отключайте уведомления. Ребенок «забывает» убрать за собой вещи? Сократите количество вещей или придумайте систему поощрений. Любимый человек не умеет делать подарки? Родители привыкли выяснять отношения за столом? Родственники лезут с непрошеными советами о будущем и личной жизни?

Нам так или иначе известны особенности поведения большинства людей, с которыми мы давно знакомы, так что неплохо определиться с планом действий в ситуациях, когда эти качества проявятся. К тому, что ненадежные люди исчезают в самый неподходящий момент, можно подготовиться, продумав план разговора с вариантами для подстраховки. Семейные обязанности разделить так, чтобы, помогая в чем-то одном, вы получали помощь в другом. Для коллективных встреч сформулировать тайминг и придерживаться расписания — если вы сами обладаете организаторскими способностями. Друзей снабжать списком нужного, чтобы они не ломали голову, что вам подарить. С приятелями очертить круг тем, на которые вы не разговариваете, чтобы не ссориться. С родственниками держать уверенный нейтралитет, когда они пробуют учить вас жизни.

От кризисных ситуаций лучше ждать худшего и иметь заранее заготовленные варианты, если что-то пойдет не так. Таким образом жалобы сменятся конкретными действиями. И если отношения с какими-то людьми — одна большая кризисная ситуация, подумайте, можете ли вы позволить себе от них отказаться.

Напоминайте другим (и себе) об их лучших качествах

Ласковое слово приятно кошке, случайному прохожему и тем, кого вы видите каждый день. Большинство окружающих нас людей ничего не успевают, мало отдыхают, корят себя за собственные просчеты и не очень довольны своей рутиной, которая раз от раза напоминает им, что неплохо бы стараться больше и быть лучше. Но вы выбрали работу, друзей и партнеров по какой-то собственной, важной для вас причине. Неплохо напоминать себе и другим (вслух) причины этого выбора.

Совершенно необязательно прибегать к неуместным комплиментам, говорить не то, что вы думаете, или врать человеку, что он хорош в том, в чем он совсем не хорош. Но безусловно хорошие качества отмечать стоит. Как и в случае с недостатками, в этом помогает знание собственных сильных сторон. При адекватной самооценке, ощущая себя в безопасности, проще подмечать плюсы других.

Допустим, вы готовы взять на себя чужую нагрузку, умеете убеждать, с удовольствием придумываете общий досуг, грамотно расставляете приоритеты — держите это в голове относительно себя. Так легче замечать победы других. Хороший внешний вид, вежливость, готовность уделить вам время, умение поддержать легкий непринужденный разговор, жертвенность, прямота — все это хорошие качества, о которых стоит время от времени напоминать другим. Ваша доброжелательность обязательно будет вознаграждена. 

 
Аскар ТауекеловАскар Тауекелов
3 жыл бұрын 1313
0 пікір
Блог туралы