Мало кому известно, что изображать святых и даже самого Бога первоначально было абсолютно чуждо христианским традициям. Многие из первых святых образов воспринимались не иначе как языческие идолы.
Но как же появились первые иконы и зародилась сама христианская иконография?
В иудейском ветхозаветном мире существовал запрет изображение святого, что было связано с борьбой против идолопоклонства. Однако под запретом находились не все изображения.
Так, по указанию Бога Моисей сделал медного змея, что спасало евреев от змей в пустыне. Также в Иерусалиме по приказу Соломона были созданы изображения херувимов и ряд других украшений и барельефов по религиозным мотивам.
В иудейском ветхозаветном мире существовал запрет изображение святого, что было связано с борьбой против идолопоклонства. Однако под запретом находились не все изображения.
Так, по указанию Бога Моисей сделал медного змея, что спасало евреев от змей в пустыне. Также в Иерусалиме по приказу Соломона были созданы изображения херувимов и ряд других украшений и барельефов по религиозным мотивам.
Хотя христианство и зародилось в еврейской среде, однако неевреи постепенно стали составлять большинство сторонников Новой Церкви. Поэтому встал вопрос, какие ветхозаветные предписания принимаются христианами, а какие - нет.
На одном из апостольских соборов было принято решение, что неизменными является 10 Заповедей, учения пророков и псалмы (песнопения входящие в Псалтырь), однако всё второстепенное могло пересматриваться, соответственно, и строгого запрета на создание святых образов не было выдвинуто.
То, что христианская церковь могла принимать нововведения, находит подтверждение в Евангелии. Христос говорил: «Не думайте, что Я пришел устранить закон или пророков.., а дополнить».
Но первые христиане относились к изображениям иначе, чем язычники. А история самой иконографии начинается лишь в III-IV веке.
Древнейшие сохранившиеся христианские изображения были обнаружены в катакомбах (некрополях) - подземных кладбищах Италии, Северной Африки и Сирии (Палестины).
Римляне и греки сжигали тела умерших, а христиане придерживались еврейской традиции, по которой усопших было принято погребать.
Несмотря на то, что многие катакомбы расположены в труднодоступных местах и недостаточно изучены, однако именно благодаря своему расположению они сохранились до сегодняшних дней. Также следует помнить о преследовании христиан в Римской империи, соответственно религиозные изображения могли сохраниться только на кладбищах, ведь римляне не решались тревожить покой усопших.
За короткий промежуток времени формирование отдельной христианской иконографии, безусловно, было невозможно, поэтому основой для изображений в катакомбах часто служили языческие символы, наделявшиеся христианами совершенно новым значением.
Так например:
Рыба - у греков символизировала плодовитость, а христианам напоминала об апостолах, большинство из которых были рыбаками.
Голубь с веткой оливкового дерева - символ Святого Духа.
Лодка - образ Церкви.
Добрый Пастырь - у римлян - изображение Гермеса (Меркурия), который держит овцу на плечах, для христиан - напоминание о том, что Бог ищет каждого заблудшего.
Это характер изображения и стал традиционным при дальнейшем развитии иконографии.
«Медный змий». Федор Бруни, 1841 год.
Хотя христианство и зародилось в еврейской среде, однако неевреи постепенно стали составлять большинство сторонников Новой Церкви. Поэтому встал вопрос, какие ветхозаветные предписания принимаются христианами, а какие - нет.
На одном из апостольских соборов было принято решение, что неизменными является 10 Заповедей, учения пророков и псалмы (песнопения входящие в Псалтырь), однако всё второстепенное могло пересматриваться, соответственно, и строгого запрета на создание святых образов не было выдвинуто.
Керамическая плитка с ликом Арефы Кесарийского.
То, что христианская церковь могла принимать нововведения, находит подтверждение в Евангелии. Христос говорил: «Не думайте, что Я пришел устранить закон или пророков.., а дополнить».
Но первые христиане относились к изображениям иначе, чем язычники. А история самой иконографии начинается лишь в III-IV веке.
Древнейшие сохранившиеся христианские изображения были обнаружены в катакомбах (некрополях) - подземных кладбищах Италии, Северной Африки и Сирии (Палестины).
Одно из древнейших изображений Христа. катакомбы Коммодиллы, IV век.
Римляне и греки сжигали тела умерших, а христиане придерживались еврейской традиции, по которой усопших было принято погребать.
Несмотря на то, что многие катакомбы расположены в труднодоступных местах и недостаточно изучены, однако именно благодаря своему расположению они сохранились до сегодняшних дней. Также следует помнить о преследовании христиан в Римской империи, соответственно религиозные изображения могли сохраниться только на кладбищах, ведь римляне не решались тревожить покой усопших.
Христос и Святой Менас, начало VI века.
За короткий промежуток времени формирование отдельной христианской иконографии, безусловно, было невозможно, поэтому основой для изображений в катакомбах часто служили языческие символы, наделявшиеся христианами совершенно новым значением.
Так например:
Рыба - у греков символизировала плодовитость, а христианам напоминала об апостолах, большинство из которых были рыбаками.
Голубь с веткой оливкового дерева - символ Святого Духа.
Лодка - образ Церкви.
Добрый Пастырь - у римлян - изображение Гермеса (Меркурия), который держит овцу на плечах, для христиан - напоминание о том, что Бог ищет каждого заблудшего.
Икона «Добрый Пастырь».
Это характер изображения и стал традиционным при дальнейшем развитии иконографии.