Когда речь заходит о том, почему исламский мир, который с момента своего возникновения занимал лидирующие позиции, теперь находится в столь плачевном состоянии, ответ обычно состоит из двух частей. Первая: мусульмане отошли от истинного ислама, и Аллах их покарал за это, вторая: во всем виноваты жестокие европейские колонизаторы. Поскольку ответы на вопрос не проясняют сути происходящего, то в среде радикально настроенных мусульман нашелся еще один ответ под названием «терроризм». Он по сути своей не соответствует пророческой доктрине, и, как следствие влечет за собой разрушительные последствия. Для начала стоит отметить, что в Коране нет упоминания о «государстве» и «политике» в современном значении этих слов, а отмечается община верующих единомышленников. Халифат в Коране упомянут в том смысле, что человек является халифом, то есть наместником Аллах на земле, в то время как подавляющее большинство, говоря о халифате, имеют в виду государство, а государство в свою очередь должно иметь аппарат управления, а также основу любого государства составляет его экономическая система. Впрочем на системе управления и экономике следует остановиться подробно. Когда ислам перешагнул границы Аравийского полуострова и подчинил себе владения Персидской и Византийской империй сразу же встал вопрос, как управлять этими территориями, которые в большинстве своем были населены немусульманами. Ответ был найден весьма простой: не видя смысла «изобретать велосипед» повелители верующих приняли на службу бывших чиновников персидского шаха, которые фактически сохранили существовавший управленческий аппарат, лишь слегка «исламизировав» его. К IX веку сложились целые кланы чиновников – кятибов (писцов), которые были по происхождению немусульманскими. Самые известные из них – клан ибн Юсуфа, представители которого служили секретарями у Омеййадов, а затем у Аббасидов и Бармакидов происходил из коптов, а другой известный клан администраторов бану Вахб – от христиан-несториан. Вопросы религии их не интересовали. Более того по словам знаменитого средневекового историка и литератора Джахиза, отраженных в его трактате «Замм ахлак ал-куттаб» («Порицание нравов писцов»): «…Неизвестен пока еще кятиб (писец), который сделал бы Коран своим собеседником, толкование его — своим знанием, изучение религии — своим девизом, сохранение преданий — своей опорой». Таким образом, система управления в Арабском халифате по своей сути была собирательной. Но это только один аспект проблемы создания и управления государством. Другой аспект заключается в том, что Арабский халифат пал жертвой «транспортной теоремы»: его окраинам было выгоднее торговать с сопредельными государствами, чем с центром в первую очередь из-за того что товарооборот был быстрее. Это вызывало стремление провинций отсоединиться от центра, что они с успехом и делали. Сепаратизм к тому же накладывался на борьбу за власть между различными властными группировками. Точку в истории Аббасидсого халифата поставили монголы, захватившие Багдад в 1258 году и казнившие последнего халифа. Здесь стоит отметить, что экономический фактор не играл в то время решающей роли в развитии государств. Как в средневековой Европе, так и в средневековой Азии основой экономики было сельское хозяйство, а ее форму марксизм определяет как «натуральное хозяйство» – это когда все необходимое для жизни производилось в рамках одной хозяйственной единицы, а излишки для свободной продажи на рынке очень малы чтобы стимулировать развитие торговли. Натуральное хозяйство не способствовало развитию ремесел, и технологии, как мирные, так и военные практически не развивались и в течение почти тысячи лет воины и пахари обходились считанными образцами, как сельскохозяйственных орудий, так и оружия. В средние века территории, находившиеся под властью мусульман были более богатыми и процветающими из-за более плодородной, чем в Европе земли и благоприятного климата, а также более совершенной агрономии. Торговые пути, проходившие через них, также приносили дополнительный доход. Уровень жизни на мусульманском Востоке был выше чем в Европе. Ситуация изменилась в ходе Крестовых походов, когда торговле и земледелию был нанесен огромный ущерб. С возникновением и усилением Османского государства удалось решить эту проблему, объединив обширные территории малой Азии под единым правлением. Взятие Константинополя и дальнейшая экспансия османов на Балканы и в Европу означали и укрепление их экономики, которая получала новые земли для освоения и новые рынки для сбыта, а сухопутные торговые пути из Азии в Европу оказывались под единым контролем мусульманской державы. Апофеозом могущества османов стал XVI век – время правления султана Сулеймана Кануни, когда все владыки Запада и московский царь вынуждены были считаться с самим фактом существования мощнейшего исламского государства, раскинувшегося на обширнейших территориях в Европе и Азии. Но этот пик могущества стал одновременно маркером, от которого отсчитывают время упадка и гибели Османской империи. О причинах падения государства османов – в следующей части обзора.