Демократия — современный механизм иджтихада
Демократия — современный механизм иджтихада

Демократия как современный механизм иджтихада соответствует кораническому принципу шуры (совещательности). В исламе источником власти является Всевышний. Иджтихад — это интерпретация воли Всевышнего уммой, делегирующей для этого специалистов, которые осуществляют иджтихад с учетом складывающихся политических, экономических, исторических, географических и других условий. Об этом в своей книге пишет известный исламский политик и мыслитель Рашид аль-Ганнуши. ИА IslamNews предлагает вниманию читателей отрывок на эту тему из труда Ганнуши  .      

На протяжении всей исламской истории государство в своей практике в той иной форме испытывало влияние ислама, а законы, принимавшиеся людьми, составлялись в духе исламских ценностей – так, как они их понимали. Тем не менее, исламские государства (чьи законы, поведение и порядки были не Божьими откровениями, а плодом иджтихада, совершаемого людьми и могшего быть оспоренным) все же сохраняли определенный нейтралитет. В свое время Аббасидская держава вознамерилась было навязать умме единое понимание ислама. Так, халиф аль-Мансур вызвал к себе с этой целью имама Малика[1]. «Разногласия и иджтихады в единой религии умножились настолько, что под угрозой оказалось единство уммы», – сказал ему аль-Мансур и попросил его свести все имевшиеся высказывания в единую книгу. И Малик написал такую книгу – «Аль-Муватта», в которой свел воедино самые различные высказывания (богословские суждения на актуальные темы). Восхищенный аль-Мансур пожелал, чтоб эта книга стала законом для всей мусульманской уммы, однако имама эта идея очень напугала. «Не делай этого, повелитель правоверных! – сказал он. – Сподвижники посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) разошлись по разным странам, а знания у них было много, и это дошло до меня также. Предоставь же людям выбирать самим».

Так и остался у жителей Северной Африки один мазхаб[2], у египтян – другой, у сирийцев – третий, поскольку из-за отсутствия института церкви в исламе единственно возможной остается свобода иджтихада. Естественно, что таких иджтихадов, исходящих из одного источника, будет становиться все больше, и в этом нет ничего предосудительного, если это служит залогом свободы мысли и иджтихада, политического плюрализма и многообразие идейных течений.

Однако если в условиях такого плюрализма мы хотим принять какой-нибудь закон, для этого нам нужен соответствующий механизм. И, пожалуй, лучшими из таких механизмов, выработанных человечеством на сегодняшний день, являются демократия и выборы. В ходе демократических выборов происходит отбор лучших представителей уммы, что делает иджтихад в наши дни не индивидуальным, а коллективным, осуществляемым избранными представителями уммы.  И происходит это в отсутствие церкви, этой земной святыни, так как в исламе нет инстанции, говорящей от лица Корана или представляющей Божественную волю. Эту волю воплощает только умма ­– через соперничество между ее представителями; на ее выражение не могут претендовать ни имам, ни партия, ни государство. Поэтому имам Ахмад[3] произвел настоящую революцию в эпоху халифа аль-Мамуна – большого интеллектуала, который, увидев раздоры в умме, задумал установить в ней единогласие.

Халиф находился под влиянием мутазилитской школы, последователи которой были известны своей приверженностью рационализму, но часто впадали в ослепление от собственного разума и хотели навязать его плоды людям. Вот так и аль-Мамун вознамерился навязать людям какое-то одно толкование Корана и понимание исламского вероучения.

Революция имама Ахмада состояла в том, что он отверг диктат государства по отношению к религии. Он подвергся гонениям и пыткам, но в итоге ему удалось настроить общественное мнение против государства, и аль-Мамун отказался от своей идеи. Таким образом, в исламском мире по сей день нет господствующего института церкви, мусульманские страны следуют тому или иному мазхабу, и государство не в силах получить власть над религией.

[1] Малик ибн Анас (ок. 711 – ок. 795) – знаменитый хадисовед и факих, основатель маликитского мазхаба (школы мусульманского права).

[2] Мазхаб – школа (направление) мусульманского права (фикха).

[3] Ахмад ибн Ханбаль (780–855) – мусульманский богослов и правовед, основатель одного из четырех основных мазхабов (правовых школ) в суннитском исламе.

Аскар ТауекеловАскар Тауекелов
7 жыл бұрын 2683
0 пікір
Блог туралы